Виды электронных подписей СКБ Контур

19 октября 2023

Виды электронной подписи

В последнее время цифровизация стала неотъемлемой частью нашей жизни. Электронная подпись может понадобиться в разных ситуациях и даже простым гражданам.

Организации получают электронную подпись с момента создания, без этого невозможно существование юридического лица.

В России в можно использовать три вида электронной подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную.

МЭП

Мобильная электронная подпись (МЭП) — это усиленная квалифицированная электронная подпись. Документы, подписанные МЭП, признаются юридически значимыми.

Воспользоваться МЭП можно везде, где есть GSM-покрытие, даже в международном роуминге. Для работы с МЭП подойдет любое мобильное устройство, которое поддерживает работу с SIM-меню: телефон, смартфон или планшет.

Как получить МЭП

Для работы с МЭП нужно обратиться к оператору связи  и получить специальную SIM-карту, предназначенную для работы с электронной подписью. Номер телефона при этом можно оставить свой. МЭП нужно активировать. Как это сделать, вам расскажет оператор при получении SIM-карты. Запомните ПИН-код, который вы зададите при активации. В дальнейшем он понадобится для подтверждения действий с документами — подписания, аннулирования, отказа в подписи и других операций, требующих электронную подпись.

 

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая электронная подпись — это цифровые данные, которые генерируются информационной системой совместно с Пользователем. Например, это коды  доступа из СМС, пары логин и пароль которыми пользователь подтверждает свои действия в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте.

Где может использоваться  ПЭП?

Простая электронная подпись используется в банковских операциях, для аутентификации в информационных системах, для получения государственных услуг на сайте госуслуг, для заверения внутренних  документов организации.

 

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки. 

 

Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.

 

Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.

 

То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

 

Где используется неквалифицированная электронная подпись?

НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.

 

Юридическая сила НЭП

Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.

 

Квалифицированная электронная подпись или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она  создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:

Обязательно имеет квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде, структура которого определена приказом ФСБ России № 795 от 27.12.2011.

Программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России.

Выдавать КЭП может только удостоверяющий центр, который аккредитован Минкомсвязи России.

Где используется квалифицированная электронная подпись?

КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

Юридическая сила КЭП

КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий.  Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП,  их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

 

КриптоПро

Любая усиленная электронная подпись (ЭП) содержит элементы криптографии. Чтобы их расшифровать и сгенерировать КЭП или НЭП, используют специальные программы. Например, КриптоПро CSP.

Как установить сертификат ЭП на компьютер

Чтобы использовать электронную подпись, владелец должен получить ее элементы в удостоверяющем центре, а также установить специальные программы и настроить компьютер.

Открытый и закрытый ключ электронной подписи: принципы работы

Каждая электронная подпись ставится на документ с помощью закрытого и открытого ключей. Рассказываем, зачем они нужны, чем отличаются и как их получить.


Другие новости

21 апреля

С 1 марта 2025 года режим офлайн‑проверки уже соблюдают компании, у которых менее 50 торговых точек. С 1 мая 2025 года это требование коснется крупных сетей. Например, к ним относят организации, у которых на один ИНН зарегистрировано 50 и более торговых точек. В новости напоминаем, какие товары подпадают под нововведение и как подготовиться продавцам.

18 апреля

Теперь в разделе «Учет» в Экстерне есть информация о том, как сформировались те или иные строки декларации по налогу на прибыль. Благодаря этому вы сможете проверить, правильно ли рассчитан налог, и быстрее подготовить ответ на требование ФНС.

17 апреля

В Контур.Маркете теперь доступен новый модуль интеграции с системой r_keeper для работы с крепким алкоголем. Интеграция упростит соблюдение требований Росалкогольтабакконтроля при продаже порционного алкоголя через кассу r_keeper, ускорит учет и списание алкоголя. Рассказываем, как работает интеграция и как ее подключить.

11 апреля

СФР самостоятельно контролирует эти данные в больничных по уходу за ребенком, а также по больничным сотрудников с инвалидностью, если в ответе на запрос указан код исчисления 45 (лицо, имеющее инвалидность).