Виды электронной подписи
В последнее время цифровизация стала неотъемлемой частью нашей жизни. Электронная подпись может понадобиться в разных ситуациях и даже простым гражданам.
Организации получают электронную подпись с момента создания, без этого невозможно существование юридического лица.
В России в можно использовать три вида электронной подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную.
МЭП
Мобильная электронная подпись (МЭП) — это усиленная квалифицированная электронная подпись. Документы, подписанные МЭП, признаются юридически значимыми.
Воспользоваться МЭП можно везде, где есть GSM-покрытие, даже в международном роуминге. Для работы с МЭП подойдет любое мобильное устройство, которое поддерживает работу с SIM-меню: телефон, смартфон или планшет.
Как получить МЭП
Для работы с МЭП нужно обратиться к оператору связи и получить специальную SIM-карту, предназначенную для работы с электронной подписью. Номер телефона при этом можно оставить свой. МЭП нужно активировать. Как это сделать, вам расскажет оператор при получении SIM-карты. Запомните ПИН-код, который вы зададите при активации. В дальнейшем он понадобится для подтверждения действий с документами — подписания, аннулирования, отказа в подписи и других операций, требующих электронную подпись.
Простая электронная подпись, или ПЭП
Простая электронная подпись — это цифровые данные, которые генерируются информационной системой совместно с Пользователем. Например, это коды доступа из СМС, пары логин и пароль которыми пользователь подтверждает свои действия в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте.
Где может использоваться ПЭП?
Простая электронная подпись используется в банковских операциях, для аутентификации в информационных системах, для получения государственных услуг на сайте госуслуг, для заверения внутренних документов организации.
Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.
Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.
Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.
То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Где используется неквалифицированная электронная подпись?
НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.
Юридическая сила НЭП
Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.
Квалифицированная электронная подпись или КЭП
Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:
Обязательно имеет квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде, структура которого определена приказом ФСБ России № 795 от 27.12.2011.
Программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России.
Выдавать КЭП может только удостоверяющий центр, который аккредитован Минкомсвязи России.
Где используется квалифицированная электронная подпись?
КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.
Юридическая сила КЭП
КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
КриптоПро
Любая усиленная электронная подпись (ЭП) содержит элементы криптографии. Чтобы их расшифровать и сгенерировать КЭП или НЭП, используют специальные программы. Например, КриптоПро CSP.
Как установить сертификат ЭП на компьютер
Чтобы использовать электронную подпись, владелец должен получить ее элементы в удостоверяющем центре, а также установить специальные программы и настроить компьютер.
Открытый и закрытый ключ электронной подписи: принципы работы
Каждая электронная подпись ставится на документ с помощью закрытого и открытого ключей. Рассказываем, зачем они нужны, чем отличаются и как их получить.